Двигаясь от театральных условностей к реализму, художественный кинематограф все-таки не дошел до конца. Осталось несколько шагов. Люди откровенно отправляют естественные надобности только в фильмах особой категории. У раненного героя кровь не хлещет изо рта, а льется аккуратной струйкой, когда артист надкусывает во рту специальный пакетик. Штирлиц и Мюллер между собой говорят по-русски.

Мел Гибсон решил сделать эти несколько шагов, оставив совсем немного. Кровь у него действительно хлещет. Он почти целиком показывает сцену родов в экстремальных условиях. Как звучали языки майя и других племен полуострова Юкатан в начале XVI века, сейчас сказать затруднительно. Поэтому в фильме персонажи разговаривают на современных индейских диалектах, в том числе и на языке майя, который вполне сохранился. Да и играют в фильме самые настоящие американские, мексиканские, гватемальские индейцы, артисты фольклорных ансамблей и студийной массовки. В фильме нет ни единой кинозвезды. И правильно. Ощущению полного погружения в эпоху присутствие звезд повредило бы.

А поскольку в реальности ни одна из минувших эпох особым гуманизмом и миролюбием не отличалась, то фильм не для слабонервных. Настоящие индейцы из племени дикарей, к которым относится и главный герой Лапа Ягуара, заняты тем, что нужно настоящим индейцам – охотятся на зверей. И вдруг появляются майя, цивилизованные индейцы и начинают охотиться на настоящих.

Время для дикарей, это «давно, вчера, завтра и не скоро». Время для майя — это религия ожидания конца света и второго пришествия с востока бога Кукулькана. Жизнь дикарей проста и от них не остается ничего. От доколумбовой цивилизации майя остались величественные руины городов, гигантские ступенчатые пирамиды, скульптуры и памятники письменности. А значит, в жизни их было насилие, угнетение рабов, неравенство, эпидемии, заблуждения.

Не чтобы строить новые пирамиды, а чтобы задобрить Кукулькана и нужны захваченные в плен молодые здоровые парни. Сцену человеческих жертвоприношений – самую кровавую в фильме – не стоит смотреть даже людям с крепкими нервами. Они могут ослабнуть. Лапа Ягуара бежит от цивилизации к своей свободе. Но оторваться от погони совсем не просто.

В финале же разгоряченные погоней преследователи и их жертвы видят начало своего Апокалипсиса. Еще не зная, что вскоре все изменится в гораздо худшую сторону.