Никакого Нового года не наступит, если пропустить «Иронию судьбы». Невозможно забыть все эти «если у вас нет собаки» и «что вы меня все время роняете?», и отдельно нельзя забыть бесконечно трогательный профиль Барбары Брыльска, не говоря уже о ее анфасе. Этот рязановский эпос нам так же дорог, как пресловутый, но любимый запах мандаринов и елки. Мы рады смотреть «Иронию» каждый Новый год, и рефлексия тут неуместна. Это как глоток Нового года из забытой в сугробе накануне и найденной утром бутылки «Советского шампанского».

И хотя все эти романтичные снежные бураны в фильме – вовсе не кристаллы H2O, а распыленный нафталин (как назло во время съемок сцен со снегом случилась оттепель), все равно мы будем качаться над тарелками с оливье и подпевать Алле Пугачевой и Сергею Никитину – ничего, что у этих голосов совсем другие лица. И можно даже обойтись без гитары, главное – помнить слова песен, а они все, между прочим, — сплошь стихи Марины Цветаевой, Бориса Пастернака, Беллы Ахмадулиной и Евгения Евтушенко.

Фильм стал экранизацией пьесы Рязанова и Брагинского, которая с успехом шла в разных городах – везде, кроме почему-то столицы. Образ незнакомого пьяного мужика в постели учительницы сначала не понравился строгим мужчинам из партии, в сценарии нашли пропаганду пьянства и разврата, и затея чуть не сорвалась. Но поклонники этих двух стихий отстояли фильм, и число ежегодно посещаюших баню мужчин с вениками с тех пор многократно возросло.

Про кастинг «Иронии» много говорили. Интересно, что Эльдар Рязанов сначала пробовал на роль Жени Андрея Миронова, но на скромного советского лузера, пускай и обаятельного, он никак не тянул. А Ипполита Миронов, видите ли, играть сам не захотел. Потом вроде бы на роль Ипполита утвердили Басилашвили, но в последний момент не смог – и звездой стал Яковлев.

Любовный треугольник – Галя все-таки где-то далеко, так что она не в счет — получился изумительный. Ипполит сказочно преображается и к концу фильма вызывает не меньше сочувствия и любви, чем пьяница Лукашин. И все-таки особенно интересно наблюдать за отношениями Лукашина и Нади, потому что пара эта совсем неоднозначная. Надя, на самом деле, зануда – дарит на Новый год жениху электробритву. Устраивает скандал из-за пустяка — ну подумаешь, какой-то алкаш в кровати, зачем же стулья ломать. А у Жени прекрасное чувство юмора, он носит смешные трусы и к тому же гурман — может отличить вкусную заливную рыбу от невкусной. Ну что у них будет за семейная жизнь, в самом деле! Галю жалко – два года она обрабатывала парня, а он ей такую свинью подложил. А ты не бегай за мужиками, тебе что, бабушка не говорила?

А иногда вдруг кажется, что на самом деле это фильм про важность и необходимость потребления алкоголя в быту. В самом деле, почему бы не выпить лишнего, если это приведет к тому, что ты проснешься в постели прекрасной блондинки, умеющей петь под гитару. Получается, что для такого счастья не надо хорошо зарабатывать, покупать автомобили и дарить девушке духи – расслабься! Главное, чтоб ты человек был хороший! А любовь подтянется.

Фильм с таким глубоким метафизическим смыслом был высоко оценен и в 1977 году получил Госпремию СССР. И даже сценарий не был изменен, хотя его предлагали отредактировать. Очень комично сегодня выглядят пожелания редакторов: «Не представляется органичной с точки зрения возможного проявления характеров героев сцена потасовки между Лукашиным и Ипполитом. Корректировки требуют отдельные реплики типа: «Выметайтесь отсюда», «Пошел вон» и т.д., которые, как нам представляется, не в характере как Лукашина, так и Нади, даже если учитывать чрезвычайную ситуацию, в которой они оказались. В связи с тем, что фильм будет демонстрироваться в новогодних программах ЦТ, хотелось бы предложить его создателям найти возможность естественно ввести в картину концертные номера высокого художественного уровня. Думается, органично они могут войти в эпизоды прогулки по Ленинграду, сна Лукашина и в сцену, где по ходу сюжета герой смотрит телевизор…»