Он — патриарх отечественной комедии. Его картины давно разобраны на цитаты, без них не наступает Новый год. Однако Эльдару Рязанову удается больше, чем просто веселить зрителя – его фильмы не только заразительно смешны, но и философски-трогательны.

Эльдар Рязанов родился в Самаре (в советский период — Куйбышеве) 18 ноября 1927 года. До рождения сына его родители, Александр Семенович и Софья Михайловна, работали в советском торговом представительстве в Тегеране и поэтому дали сыну восточное имя.

Вскоре семья перебралась в Москву, где отцу дали должность начальника винного главка. На новой работе тот пристрастился к алкоголю, и жена, не выдержав скандалов и побоев, забрала трехлетнего сына и ушла. Впоследствии она снова вышла замуж, и с 7 лет Эльдара воспитывал отчим. Рязанов с детства любил читать и собирался стать писателем, но после окончания школы поступил на факультет режиссуры во ВГИК. Среди его педагогов был и знаменитый режиссер Сергей Эйзенштейн, который отмечал талант Рязанова.

С отличием окончив ВГИК в 1950 году, Эльдар в том же году женился на однокурснице Зое Фоминой, вскоре у них родилась дочь Ольга – единственный ребенок режиссера. (Второй супругой режиссера была редактор «Мосфильма» Нина Скуйбина, а с 1995 года он женат на журналистке Эмме Абайдуллиной).

В течение пяти лет после ВГИКа Рязанов снимал сюжеты для киножурналов и киноочерки. За один из них, «Остров Сахалин» (1954), он получил приз на Каннском кинофестивале 1955 года и тогда же был приглашен в киностудию «Мосфильм», где совместно с Сергеем Гуровым снял первый советский широкоэкранный фильм-ревю «Весенние голоса» (1955). Вскоре руководитель «Мосфильма» Иван Пырьев убедил Рязанова заняться комедийным кино, хотя тот поначалу всячески отказывался. Так в 1956 году молодой режиссер снял ставшую легендарной новогоднюю комедию «Карнавальная ночь», главную роль в которой исполнила юная Людмила Гурченко. Фильм ожидал огромный успех.

Практически каждый из последующих фильмов Рязанова становился событием в отечественном кино: «Девушка без адреса» (1957), «Гусарская баллада» (1962), «Дайте жалобную книгу» (1964), «Берегись автомобиля» (1966), «Зигзаг удачи» (1968), «Старики-разбойники» (1971), «Невероятные приключения итальянцев в России» (1973)… Успех этих картин на экране был обеспечен блестящим подбором актерских ансамблей, оригинальностью сюжетов, тонкому юмору и безошибочно узнаваемому музыкальному сопровождению.

Начиная с середины 60-х свои лучшие картины Рязанов создавал в сотрудничестве со сценаристом Эмилем Брагинским. Вместе они написали сценарий и к первому в карьере режиссера телевизионному фильму – двухсерийной комедии «Ирония судьбы, или С легким паром!» (1975), которая с тех пор является символом празднования Нового года. Но после выхода очередного комедийного «суперхита» «Служебный роман» (1977) режиссер постепенно отходит от жанра лирической комедии, расширяя рамки своих творческих интересов. Так появились сатирическая лента «Гараж» (1979), драма «Жестокий романс» (1984) по мотивам «Бесприданницы» Островского, а в 1991 году - трагикомедия «Небеса обетованные», отразившая распад общества. Этот фильм получил 5 премий «Ника» и был признан лучшей отечественной картиной года.