Больше всех «Сладкую жизнь» ненавидит римская полиция. Начиная с 1959 года каждая пьяная туристка считает своим долгом изобразить Аниту Экберг, искупавшись в фонтане Треви – несмотря на то, что никто из подражательниц не отличается ни красотой, ни формами шведской актрисы.

Другим известным мемом из фильма стало словечко «папарацци» — для обозначения пронырливого фотографа, специализирующегося на скандальных снимках звезд.

Этим обывательские знания о шедевре Феллини обычно и ограничиваются. Очень мало кто из зрителей действительно досмотрел фильм до конца и знает, о чем он. Между тем, это было бы очень полезно сделать. Ведь притча об итальянском обществе, переживающем «экономическое чудо» после нескольких лет нищеты, как нельзя более актуальна и для современной России. И точно так же, как и герой Феллини, мы все чаще обнаруживаем, как оказывается беспечна, пуста и бессмысленна наша жизнь, и как все глубже проникает в наши души кошмарное одиночество.

Итак, действие происходит в Риме в 1950-х годах. Популярный писатель и журналист Марчелло (Марчелло Мастрояни) ведет активную светскую жизнь. Он обласкан аристократией и богемой, его постоянно приглашают на все вечеринки, однако вся эта жизнь оказывается заманчивой и праздничной лишь на поверхности. Женщины в жизни Марчелло сменяют друг друга, не задевая в нем ни малейших чувств. И даже американской кинодиве Сильвии, воплощению сексуальности и порока, не удается вывести героя из ступора. Катарсис начинается лишь после внезапного самоубийства друга Марчелло: он понимает, что не он один пришел к мысли о бессмысленности существования, и точно так же не видит выхода.

Многие критики сравнивают Марчелло с Вергилием, который проходит все круги современного ада и наблюдает «божественную комедию» Рима конца 50-х. Другие делят «Сладкую жизнь» на семь эпизодов и проводят параллели с семью смертными грехами, которые совершает главный герой или свидетелем которых становится. В общем – взгляд на этот фильм, как и всегда у Феллини, сильно зависит от того, насколько образован и начитан зритель, насколько ему понятны культурные «коды», которые режиссер щедро разбрасывает по всей ленте. Но кто бы не был зрителем — фильм, не отрываясь, безусловно надо смотреть ни один, и даже не два раза. Потому что определение «Сладкой жизни» можно дать только одно: шедевр.