Несмотря на жесткие цензурные установки, политический консерватизм и общую несвободу, в Советском Союзе умели снимать камерное, душевное кино. Сюжеты о человеке и для человека.

Вот такой простой человеческой историей стал фильм «Портрет жены художника», снятый режиссером Александром Панкратовым («Прощай, шпана замоскворецкая!») по мотивам рассказа «Берендеев лес».

Художник Павел Алексеевич (Сергей Шакуров) вместе с женой Ниной (Валентина Теличкина) приезжают отдыхать в небольшой загородный пансионат, с обычным времяпрепровождением отдыхающих.

Павел одержим работой, он нашел свое призвание в гравюре, отдых его тяготит, художнику хочется посвятить себя работе. Нина считает, что ее мужу нужен отдых и усиленно приобщает Павла к нехитрым загородным развлечениям.

В мерную и спокойную супружескую жизнь вклинивается блестящий самоуверенный Борис (Никита Михалков). Он оценивает неброский шарм Нины, ее скромное достоинство и начинает добиваться женщины, что не может нравиться ее мужу.

Два совершенно разных мужчины: сосредоточенный, глубокий Павел и яркий, чувственный Борис. Они даже бреются по-разному. Один механически водит по щекам электробритвой, размышляя о своем, другой – наслаждается процессом, делая из него верх эстетического совершенства.

Что предпочтет Нина – жизнь с глубоким, талантливым, чуждым внешнего лоска, человеком, или прельстится праздником, который никогда не длится долго?

Фильм получил приз МКФ в Карловых Варах-82 в категории дебютов; приз за лучшую работу художника (Виктор Юшин) и приз за лучшее исполнение женской роли (Валентина Теличкина) на кинофестивале молодых кинематографистов киностудии «Мосфильм-82».