Он, без сомнения, человек номер один в современном российском кинематографе. У него есть как горячие поклонники, так и рьяные противники, пытающиеся критиковать его успешность, деловую хватку и монархические убеждения. Но так или иначе, Михалков – режиссёр с мировым именем и выдающимися творческими достижениями.

Никита Михалков родился 21 октября 1945 года в Москве, в семье знаменитого детского писателя Сергея Михалкова и литератора Наталии Кончаловской. Уже в 14 лет Никита начал сниматься в кино. В 1960 году сыграл в эпизодическую роль в фильме «Тучи над Борском», в 1961-м – роль второго плана в семейном фильме «Приключения Кроша».

В 1963 году Михалков поступил на актерское отделение Театрального училища имени Щукина и в том же году сыграл одну из главных ролей в классическом фильме Георгия Данелии «Я шагаю по Москве». В 1966-м, за «злостное» игнорирование запрета на киносъемки для студентов училища, Михалков был отчислен из «Щуки», но вскоре перевелся на 2-й курс режиссерского факультета ВГИКа. В том же 1966-м Михалков женился на известной актрисе Анастасии Вертинской. От этого брака, продлившегося 4 года, у него родился старший сын Степан.

В 1971 году Михалков закончил ВГИК, в качестве дипломной работы сняв короткометражку «Спокойный день в конце войны», а затем отправился в армию. Только после демобилизации он снимает свой первый полнометражный фильм – остросюжетный боевик «Свой среди чужих, чужой среди своих» (1974), где также играет одну из ролей. Михалков по сей день является одним из немногих «играющих режиссеров», часто снимаясь как в своих фильмах, так и у коллег. Во время съемок картины состоялась вторая свадьба Никиты Михалкова, с манекенщицей Татьяной Соловьевой. Супруги по сей день вместе, у них трое детей – сын Артем и дочери Анна и Надежда.

В следующие 10 лет Михалков снял 6 фильмов, среди которых такие известные, как «Неоконченная пьеса для механического пианино» (1977), «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» (1979), «Родня» (1981). Также он часто и успешно сам играет у других режиссеров, например, у своего брата, Андрея Кончаловского в «Сибириаде» (1979) и у Эльдара Рязанова в комедии «Вокзал для двоих» (1982) и драме «Жестокий романс» (1984).

В конце 80-х начинается период международного признания Михалкова как режиссера. Мелодрама «Очи черные» (1987), где главную роль сыграл итальянский актер Марчелло Мастроянни, была номинирована на Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля.

Первым успехом «ТРИТЭ» стала драма «Урга: Территория любви» (1991), выигравшая главный приз Венецианского кинофестиваля и выдвинутая на премию «Оскар». Еще больший успех ожидал фильм «Утомленные солнцем» (1994). Эта картина получила массу наград, в том числе Гран-при Каннского кинофестиваля и «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке. А вот следующий, явно рассчитанный на очередного «Оскара» фильм Михалкова «Сибирский цирюльник» (1998), с участием российских и голливудских актеров и огромным для российского кино бюджетом в 35 млн долларов, не только не снискал наград, но и оказался коммерчески убыточным.

Свою следующую картину Михалков выпустил только 9 лет спустя, активно занимаясь в эти годы продюсерской работой. Судебная драма «12» (глубокий римейк голливудской картины 1957 года «12 разгневанных мужчин») вновь номинировалась на «Оскар» среди иностранных фильмов, удостоилась сцециального «Золотого Льва» Венецианского кинофестиваля и целых 15-ти «Золотых орлов».

Вместе с тем, ещё в 2005 году Михалков начал масштабные съёмки продолжения эпопеи «Утомленные солнцем», где вновь сыграл главную роль комдива Котова. Проект стал самым дорогим в истории российского кино, (его бюджет составил 33 млн. евро) и, по решению режиссёра, был разбит на две части. Фильм «Утомленные солнцем 2: Предстояние» вышел 22 апреля 2010 года, был номинирован на Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля, однако в России был встречен критически и провалился в прокате, собрав лишь 7,4 млн долларов.