Один из самых красивых и одновременно жестоких фильмов, когда-либо снятых в Голливуде: 9 «Оскаров» и незабываемые пейзажи северной Африки с высоты птичьего полета.

Когда смотришь «Английского пациента», фильм впечатывается в сознание буквально каждым кадром. Оператору Джону Силу (именно он снял «Попутчика», «Человека дождя» и первый фильм о Гарри Поттере) удалось сделать невозможное: выстроить кадры так, что каждый из них – совершенен. Начиная с самых первых секунд фильма, в которых над Сахарой летит небольшой самолёт, и кончая финалом, в котором героиня Жюльетт Бинош «взлетает» к потолку церкви, наслаждаясь красотой старинных фресок, а потом едет на стареньком мотоцикле, подставив ветру лицо. Между этими кадрами будет масса всего другого.

Несколько палаток маленького археологического лагеря в пустыне, в котором люди просто смотрят на огонь, не решаясь думать о будущем; загорелые небритые лица мужчин и закатанные до локтя рукава их светлых рубашек; красочный и шумный восточный базар, от которого отгораживаешься плотными ставнями; красивейшее диагональное платье героини Кристин Скотт-Томас; небрежный фокстрот с быстрыми взглядами в новогоднюю ночь; взрывы авиабомб, уничтожающие красоту пустыни; цветущая, несмотря на войну, Италия и старинный полуразрушенный монастырь, в котором кто-то умирает, а кто-то – наоборот, возвращается к жизни. На фоне всего этого венгерский граф Ласло де Алмаши будет раз за разом пытаться спасти свою возлюбленную, англичанку Кэтрин Клифтон. И каждый раз будет проходить через предательство, смерть и невозможность что-либо изменить – и так и не узнает, удалось ли ему сделать то, что он хотел, или нет.

Наверное, «Английского пациента» можно в полной мере назвать космополитичной литературой. Автор романа – канадец шри-ланскийского происхождения Майкл Ондаатже. Действие разворачивается в Италии и Марокко, герои – венгры, немцы, англичане, итальянцы – не говоря уже о канадской медсестре с еврейским именем Ханна, работающей на «Красный Крест» и ее приятеле-сикхе. В этом смешении языков и кровей очень важным оказывается не национальная принадлежность или твой паспорт, а то, что ты представляешь собой как человек. Честен ли ты? Готов ли пожертвовать всем, чтобы спасти друга или любимую женщину? Готов ли ты мстить всем подряд, или наоборот, согласен простить? Война же, по Мингелле, лишь обостряет эти вопросы и не прощает отхода от нравственных ценностей ради чего бы то ни было. Так что в этом плане «Английский пациент» — это по-настоящему очищающее кино, после которого надолго забываешь о подлости и хочешь жить по-другому. Пусть даже в реальности никогда и не сможешь сделать ничего из того, на что способны герои фильма.