Если оценивать успешность творчества режиссера по кассовым сборам его фильмов то Джеймс Кэмерон - абсолютный чемпион мира, лучший режиссер всех времен и народов. Сколько бы он не потратил на фильм – всё многократно окупается. Кажется, для него нет преград в осуществлении самых смелых замыслов. Он автор культовых фильмов, пионер высоких технологий и гигантских бюджетов.

Джеймс Кэмерон родился в городе Капускасинг, провинция Онтарио, Канада и был старшим из пяти детей в семье. Его отец Филип работал инженером-электриком, мать Ширли была художницей. После окончания школы в 1971 году Джеймс уехал в США и поступил в университет штата Калифорния, где изучал физику. Однако, посмотрев в 1977-м фильм «Звездные войны», Кэмерон осознал, что хочет делать кино не хуже Джорджа Лукаса.

В следующем году он, перелопатив массу специальной литературы, практически в домашних условиях снял 12-минутный фантастический ролик «Ксеногенезис» (1978), где демонстрировал свои наработки в области спецэффектов. Благодаря этой работе продюсер Роджер Кормэн взял Джеймса художником-постановщиком на студию «New World». Здесь он создавал спецэффекты и модели монстров для фантастических фильмов. Его рвение и мастерство отметили итальянские продюсеры и в 1981 году Джеймсу Кэмерону доверили снять дебютную ленту «Пираньи 2: Нерест» — малобюджетный «ужастик», прошедший практически незамеченным.

Однако уже через два года режиссер снимет один из величайших фантастических боевиков всех времен и народов — «Терминатор». Фильм с небольшим бюджетом (6,4 млн долларов) собрал в прокате почти 80 млн, а Кэмерон стал признанным авторитетом в жанре фантастического кино.

Свой статус он подтвердил в следующей картине – триллере «Чужие» (1986), который также стал хитом и получил два «Оскара» — за монтаж звука и лучшие визуальные эффекты. Правда с третьей картиной – «Бездна» (1989) у Кэмерона едва не вышла осечка. Кассовые сборы в США оказались меньше 69-миллионого бюджета. Фильм окупился только после мирового проката, получив, тем не менее, «Оскар» за визуальные эффекты.

К 1991-му году Кэмерон успел уже трижды жениться и развестись. Столь же бурно развивалась и творческая жизнь режиссера. Задумав продолжение «Терминатора», Кэмерон с товарищами создает свою компанию по разработке компьютерных спецэффектов «Digital Domain». Культовый «Терминатор 2: Судный день» (1991) обошелся в 102 млн долларов – на тот момент это был самый дорогой фильм в истории кино. Однако результат оказался соответствующим – прокат картины принес нереальные 500 млн. После этого любая студия готова была разрешить Кэмерону все что угодно. Тремя годами позже Арнольд Шварценеггер сыграл в очередном его фильме, комедийном боевике «Правдивая ложь» (1994), который также пользовался большим успехом. Но новая историческая веха в карьере режиссера была впереди.

К моменту начала работы над следующим фильмом Кэмерон основал собственную кинокомпанию «Lightstorm Entertainment», а в 1997 женился на актрисе Линде Хэмилтон, исполнительнице роли Сары Коннор в «Терминаторе», которая еще четыре года назад родила от него дочь. Впрочем, брак вновь был недолог и распался в 1999-м. А с 2000 года режиссер женат уже в пятый раз, на актрисе Сьюзи Эймис — у них трое детей.

С выходом «Титаника» (1997) Кэмерон снова побил все рекорды – и по размерам бюджета (240 млн долларов), и по количеству визуальных эффектов, и по кассовым сборам, составившим более 1,8 миллиарда долларов. Этот результат остается непревзойденным. За «Титаник» он наконец-то получил «Оскара» как лучший режиссер, а в общей сложности фильм собрал 11 статуэток.

После этого фильма режиссер целых 12 лет не радовал зрителей художественным кино, создав лишь два документальных фильма. Увидевший свет в 2009 году фантастический боевик «Аватар» стал феноменально успешным: сборы от показа картины и продаж дисков во всём мире превысили 2,7 млрд долларов.