Любовь Орлова — легендарная актриса и символ целой эпохи. Она была богиней советского кино, идеалом, обожаемым миллионами зрителей, но оказалась жертвой своего же стремления к славе…

Любовь Орлова родилась в подмосковном Звенигороде. Ее предки по отцовской линии -представители одного из старейших русских дворянских родов. Отец будущей актрисы, Петр Федорович, был военным, мать, Евгения Николаевна Сухотина, также происходила из дворянского рода. Любовь с семи лет занималась в музыкальной школе, готовилась стать профессиональной пианисткой. Но в 1908 году, на детском балу, где она играла в любительской оперетте, девочку приметил сам Федор Шаляпин. Знаменитый оперный певец, оценив старания Орловой на сцене заявил, что она станет великой актрисой.

Уже после революции, в 1919 году, Орлова поступила в Московскую консерваторию по классу рояля, где проучилась три года. Еще столько же она училась на хореографическом отделении Московского театрального техникума, а в 1926-м была принята хористкой в Музыкальную студию при МХАТе (позже — Музыкальный театр). В том же году Орлова вышла замуж за видного партийного чиновника Андрея Берзина. Но в 1930 году Берзин был арестован по политическим мотивам и сослан в ГУЛАГ.

Между тем Орлова добилась успеха в театре, став ведущей солисткой, но ее привлекала куда более обширная слава звезды киноэкрана. Первые роли она получила в немой ленте «Любовь Алены», которая не сохранилась, и в фильме «Петербургская ночь» (1934), снятом по мотивам произведений Ф. Достоевского.

Решающую роль в карьере Орловой сыграло знакомство с режиссером Григорием Александровым в 1933 году. Александров как раз вернулся из командировки в США, где изучал опыт голливудских киностудий и задумал первый советский музыкальный фильм. По одной версии с Орловой он познакомился в театре, где она пела в оперетте, по другой актриса сама подстроила их встречу ради роли в фильме. Так или иначе, но с выходом музыкальной комедии Александрова «Веселые ребята» (1934), на Орлову обрушилась всенародная слава. Сразу после съемок фильма актриса и режиссер поженились.

Свои новые фильмы Александров неизменно ставил «под Орлову». Музыкальные комедии «Цирк» (1936), «Волга-Волга» (1938), «Светлый путь» (1940) были обожаемы советскими зрителями. Большим поклонником актрисы был даже Сталин. Но начало войны прервало триумфальное шествие Орловой по экранам – она вернулась к работе только в 1946 году. Комедию Александрова «Весна», вышедшую в 1947 году, показали на кинофестивале в Венеции где Орлова получила приз за лучшую женскую роль, а затем она сыграла американскую журналистку в военном фильме «Встреча на Эльбе» (1949).

Однако возраст актрисы давал о себе знать. Орлова фанатично желала выглядеть на экране идеально, и операторы еще до войны снимали ее через натянутую на объектив сетку – чтобы размывались малейшие морщины. Позже она первой из отечественных кинозвезд прибегла к услугам заграничных пластических хирургов. Но в начале 50-х она уже понимала, что ее время позади, и ушла из кино на 10 лет, продолжая играть в театре.

Только в 1960-м она снялась в комедии Александрова «Русский сувенир», оказавшейся полным провалом. Сюжет фильма был настолько идеологически «заштампованным», что его не одобрили даже в партийном руководстве. Картину положили «на полку» сразу после выхода. Орлова ушла в тень еще на десятилетие с лишним.

Ее последнюю киноработу также ожидала печальная судьба. Фильма о советских разведчиках «Скворец и Лира», который Александров поставил по собственному сценарию, снимался почти семь лет, но результат разочаровал самих создателей. В кулуарах «Мосфильма» картину даже с сарказмом переименовали в «Склероз и Климакс». Фильм получился настолько слабым и несовременным, а 70-летняя Орлова — настолько неестественной под толстым слоем грима, что после просмотра на киностудии его решили не выпускать в прокат. А через два года Любовь Орлова скончалась от рака поджелудочной железы.