Фантазия Тима Бертона не знает границ, ему удается создавать фильмы самых разных спектров: от жутковато-инфернальных до трогательно-сказочных. Его авторский стиль угадывается безошибочно, ведь Бартон, в первую очередь, художник, с мрачноватым, но всегда оригинальным видением.

Тимоти Бертон родился 25 августа 1958 года в городке Бербанк, Калифорния, США. В детстве Тим любил смотреть старые фильмы (его кумиром был актер Винсент Прайс, известный по многочисленным фильмам ужасов) и серьезно увлекался рисованием. Учась в 9 классе, он даже выиграл приз местной коммунальной компании, нарисовав лучший плакат с призывом соблюдать чистоту, который потом целый год красовался на бортах всех мусоровозов. С 13 лет Тим пытался самостоятельно снимать мультфильмы, большая часть которых не сохранилась.

По окончании школы Бертон поступил в Калифорнийский институт искусств на факультет анимации и, окончив его, получил работу на студии Диснея. Однако его художественный вкус заметно отличался от «общедиснеевского», и в 1982 году Бертону дали возможность поработать над собственным фильмом. Черно-белую анимационную короткометражку «Винсент» он посвятил любимому актеру детства. После этого Тиму разрешили снять первый игровой фильм. 30-минутная лента «Франкенвини» (1984) предназначалась для детей, но после тестового просмотра ее сочли слишком мрачной и несоответствующей имиджу студии. Фильм так и не вышел в прокат, а Бертон был уволен за профнепригодность.

Но работу режиссера оценил комик Пол Рубенс, звезда сериала «Пи-Ви», пригласивший Тима снять по сериалу фильм. Малобюджетная комедия «Большое приключение Пи-Ви» (1985) неожиданно оказалась весьма успешной, собрав в прокате 40 млн долларов. В течение трех следующих лет Бертон ничего не снимал, ища достойный сценарий и, наконец, получил его, превратив в готичную комедию «Битлджус» (1988). Оригинальная идея фильма сделала его очередным хитом и принесла «Оскар» за лучший грим. Однако истинным прорывом Бертона на вершину славы стал культовый «Бэтмен» (1989), где он смог сполна реализовать свои фантазии, благодаря солидному по тем временам бюджету в 35 млн долларов. Фильм собрал огромную кассу – более 400 миллионов долларов, получил «Оскар» за лучшие декорации и положил начало новой «мифологии» Бэтмена.

Этот успех дал Бертону возможность заняться более неоднозначными проектами. В 1990 году он выпустил фантастический фильм «Эдвард руки-ножницы», главную роль в котором сыграл Джонни Депп, ставший затем постоянным творческим партнером и другом режиссера. Несмотря на сложность сюжета, фильм пользовался успехом. Да и вышедший следом «Бэтмен возвращается» (1992) получил достойную кассу, хоть и был встречен уже не так хорошо, как первая часть.

В 1994-м Бертон снимает нетипичную для него биографическую ленту «Эд Вуд» — историю «худшего режиссера Голливуда». Главную роль вновь исполнил Депп, фильм номинировался на Золотую пальмовую ветвь в Каннах и принес «Оскар» за роль второго плана Мартину Ландау, но коммерчески оказался безуспешен. Зато последующие картины режиссера – «Марс Атакует» (1996), «Сонная Лощина» (1999), «Планета Обезьян» (2001), «Крупная рыба» (2003) неизменно пользуются популярностью.

Начиная с «Планеты Обезьян» во всем фильмах Бертона снимается его подруга, английская актриса Хелена Бонем Картер. У пары уже двое детей - дочь Нелл и сын Билли-Рэй (его крестным отцом стал не кто иной как Джонни Депп). Друг и гражданская жена режиссера озвучили очередной анимационный шедевр Бертона «Труп невесты» (2005) и неизменно играют в его самых свежих фильмах — «Чарли и шоколадная фабрика» (2005) и «Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит» (2007), получившем «Золотой глобус» как лучший фильм в жанре мюзикла.