Критики о фильме Копполы пишут коротко: лучший фильм о войне во Вьетнаме, насыщенная библейскими отсылками история об Аде на Земле. Это лента, которую надо посмотреть хотя бы однажды – настолько плотно она вошла в современную культуру. Вряд ли подобное мог предположить английский писатель польского происхождения Джозеф Конрад. Именно он в начале двадцатого века написал роман «Сердце тьмы» — о европейце по фамилии Курц, который, попав в Африку, вообразил себя богом и годами держал в страхе туземцев бельгийского Конго.

Френсис Форд Коппола с книгой Конрада обошелся весьма вольно. Действие романа он перенес в шестидесятые годы во Вьетнам, а самого Курца сделал полковником американской армии. Но что полностью сохранилось – так это безумная атмосфера насилия и сверхвласти, которая заставляет людей убивать снова и снова, превращая землю в настоящий ад. И этим безумием со временем заражаются даже нормальные люди. Например, посланный на розыски Курца капитан американской армии Уиллард, в чью задачу входила ликвидация безумца, а не сопереживание ему.

Самой войны в кадре очень мало, и она лишь фон. Зато, как и книга Конрада, фильм с самых первых кадров (под психоделическую музыку «The End» («Конец») группы Doors) уводит куда-то вглубь человеческой психики. Коппола снял картину целиком на собственные средства, заработанные на съёмках двух «Крёстных отцов». Только так он мог быть уверен, что у него будет полная творческая свобода создания фильма.

В итоге риск, который взял на себя Коппола, полностью оправдался. Уже на стадии монтажа «Апокалипсис» называли не иначе, как шедевром. А сцена пролета вертолетов под «Полет валькирий» Вагнера, которую режиссер снимал почти месяц при помощи филиппинских ВВС – безусловно, одна из самых гениальных и цитируемых сцен в истории кино. Уже ради этого стоит посмотреть «Апокалипсис сегодня». Плюс существование актеров в кадре на грани нервного срыва. Плюс два «Оскара» в 1980 году за лучшую операторскую работу и лучший звук. Плюс три «Золотых глобуса» — «Лучший режиссер», «Лучшая мужская роль второго плана» и «Лучший саунтрек». Плюс две премии Британской киноакадемии, плюс «Золотая пальмовая ветвь» и приз ФИПРЕССИ… Аргументов «за» более чем достаточно.