Очередная попытка Мартина Скорсезе получить «Оскар», увенчавшаяся успехом лишь наполовину. Фильм был номинирован в 11 категориях, но получил лишь пять второстепенных наград (включая «Оскар» Кейт Бланшетт за роль актрисы Кэтрин Хепберн). Это было для режиссера настоящим издевательством.

Завоевать статуэтку за лучший фильм ему не помогли ни беспроигрышный жанр биографической драмы, ни обращение к американской истории и культовым личностям, ни прекрасная игра Леонардо ди Каприо. Киноакадемики в тот год почему-то предпочли «Малышку на миллион» Клинта Иствуда.

Но что бы не решили киноакадемики, помешанный на авиации миллионер, изобретатель и кинорежиссёр Говард Хьюз – безусловно лучшая роль ДиКаприо. Именно она помогла актеру избавиться от приставки «секс-символ» и доказать, что он действительно умеет играть. И очень сложно представить в этой роли кого-то другого, даже планировавшегося изначально Джима Керри.

В начале фильма Хьюз у ДиКаприо — блестящий и успешный человек, сын изобретателя и промышленника: баловень судьбы, в совсем юном возрасте получивший состояние. Потом – вдохновленный изобретатель, готовый на все ради своей мечты, и снимающий фильмы, дающие зрителям ощущения полета. (Настоящий Хьюз потратил в Голливуде целое состояние на то, чтобы снять знаменитых «Ангелов ада» — историю о боях истребителей времён Первой мировой войны). Этот Хьюз с легкостью завоевывает первых красавиц кино: Аву Гарднер, Кэтрин Хепберн и Джин Харлоу. Да что там красавицы: ему удается все. И, наконец, в конце фильма это сломленный человек с трясущимися руками, который медленно сходит с ума и боится микробов.

Может быть, европейскому зрителю и сложно будет смотреть «Авиатора»: все-таки Говард Хьюз – не самая известная за пределами Америки личность. Но атмосфера Голливуда 20–40-х годов передана потрясающе, и даже ради нее кино стоит просмотра.