Драматург Александр Вампилов, по одноименной пьесе которого снят фильм, был мастером закрутить сюжет и взаимоотношения героев в сложнейший узел. Не Гордиев узел, а Вампиловский. Такой не разрубишь. Для развязывания его необходимо прилагать все душевные силы.

Все начинается с шутки. Два молодых шалопая Владимир и Семен опаздывают на последнюю электричку. А дело происходит в Сибири, в пригороде Иркутска, зимой. Известно, какие там морозы. Поэтому нет ничего удивительного, что ребята стучатся в первый попавшийся дом. Удивительное в том, что Владимир решает разыграть хозяина, музыканта Сарафанова и признается в том, что является его сыном. Еще более удивительно, что Сарафанов этому верит… Все-таки, если как следует поскрести любого мужчину, то у него вполне могут обнаружиться внебрачные дети. Или какой-то давний полузабытый повод к появлению таких вот вполне взрослых детей.

Талантливый драматург и талантливый режиссер всегда немного подобны Творцу, всегда демиурги. Сотворить из собственных мыслей, воспоминаний, случайных встреч, наблюдений героев, поместить их в ограниченное пространство (пригородная станция или дом, или даже комната) и всего лишь наметить отношения между ними. Дальше все пойдет само собой. Герои начинают любить друг друга и ссориться между собой, прятать в себе совесть и пытаться ее найти, пока не поздно. Дело доходит до того, что младший сын Сарафанова Вася в этом переплетении обмана и правды берет спички и идет… Впрочем, нужно просто досмотреть фильм до конца.

А начинается все с того, что двое так замерзли, что решили просто пошутить.

«Старший сын» получил в 1976 году приз на международном кинофестивале в Праге.