С фильмом «Крестный отец» произошла странная вещь. Его очень полюбила русская публика и считает чуть ли национальным достоянием. Может быть потому, что нашему менталитету очень близок эпиграф первоисточника? Для своей книги Марио Пьюзо позаимствовал цитату у Бальзака – «За всяким большим состоянием кроется преступление».

Собственно центральный конфликт фильма прописан еще Тургеневым в романе «Отцы и дети». Старшее поколение держится традиционного уклада, тогда как молодое – хочет жить иначе.

Старый дон Вито Корлеоне (Марлон Брандо) сторонник патриархальных устоев, для него важнее всего «честь семьи». Этот благообразный джентльмен с ласковым голосом, облаченный в строгий деловой костюм, утверждает: «Вот уже 10 лет моя семья живет спокойно. Я не вправе из корысти ставить ее под угрозу». И не хочет заниматься наркотиками. Однако его сын Майкл с этим совершенно не согласен, и, не удовлетворившись бутлегерством, игорным бизнесом, шантажом и разбоем, он встает на кривую дорожку наркодиллерства…

Конечно, это кино не про благородных разбойников из Нью-Йорка, но русским, как никому другому, всегда была близка философия преступного мира. Начиная с попустительного – «от тюрьмы и от сумы», заканчивая блатным откровением – «Не верь, не бойся, не проси».

Тем более что у Копполы (итальянец и глава большой и дружной семьи, в хорошем смысле) получился умный, красивый и грустный фильм. Благодаря стараниям замечательных актеров – во-первых, прекрасного Марлона Брандо, во-вторых, великолепного Аль Пачино.

Музыка Нино Рота только усугубила лиричность саги об одной большой, дружной и преступной семье.

«Крестный отец» получил «Оскара» в номинациях: «Лучший фильм», «Лучший сценарий», «Лучший актер».