Его по-прежнему считают актером молодого поколения, хотя Миронову уже за сорок. Может быть это оттого, что каждая его новая роль – принципиально новая, свежая, незаштампованная, а проще говоря – выдающаяся? Одно несомненно — всеми своими работами он доказывает, что даже сложное «интеллектуальное» кино может пользоваться любовью массового зрителя.

Евгений Миронов родился 29 ноября 1966 года в городе Татищево Саратовской области. Его семья не имела отношения к искусству. Отец, Виталий Сергеевич, работал водителем в местном военном городке, мама, Тамара Петровна, когда-то была электромонтажницей, а затем в основном занималась семейными делами.

Однако родители всячески приветствовали творческие увлечения детей. Женя занимался в драматическом кружке, учился в музыкальной школе по классу аккордеона, занимался танцами, вместе с сестрой Оксаной ставил кукольные спектакли и показывал их родственникам, а учась в школе начал писать пьесы и твердо решил стать актером. По окончании восьмого класса он подал документы в Саратовское театральное училище им. И.А.Слонова (туда брали с 14-ти лет). Окончив училище в 1986-м году Миронов отказался от предложения работать в саратовском ТЮЗе и отправился в Москву, чтобы продолжить учебу у своего знаменитого земляка Олега Табакова. Тот не собирался набирать студентов, но разрешил Евгению пройти прослушивание. В итоге юного актера приняли на 2-й курс Школы-студии МХАТ.

Учась на 3-м курсе Миронов снялся в своем дебютном фильме — драме «Жена керосинщика» (1988), затем получил роли в армейской драме «Делай-раз!» (1989), где играл вместе со своим другом Владимиром Машковым, и военной драме «Перед рассветом» (1989). В 1990-м он закончил учебу и был приглашен сразу в три московских театра, из которых выбрал театр-студию «Табакерка».

Широкую известность и признание кинокритиков Евгений приобрел после главной роли в мелодраме Валерия Тодоровского «Любовь» (1991), за которую получил целый ряд призов на кинофестивалях. Отличных отзывов удостаиваются и его следующие работы — в трагикомедии «Анкор! еще анкор!» (1992), драме «Утомленные солнцем» (1994) и драме «Лимита» (1994), за роль в которой Миронов получил свою первую премию «Ника». Вновь на «Нику» актер был номинирован за главную роль в фильме Владимира Хотиненко «Мусульманин» (1995).

Тщательно выбирая роли, Миронов снимается намного реже, чем многие коллеги, однако почти каждая его новая работа становится событием. Так было с семейной драмой «Мама» (1999), военным детективом «В августе сорок четвертого» (2001) и, разумеется, с телевизионной экранизацией романа Федора Достоевского «Идиот» (2003). За главную роль в последнем Евгений удостоился премии «Золотой орел» как лучший актер.

После крупного зрительского успеха «Идиота» Миронов позволил себе сыграть в нескольких картинах развлекательного плана — криминальном триллере Егора Кончаловского «Побег» (2005) и боевике «Охота на пиранью» (2006). Но очередную «Нику» он получил за роль в интеллектуальной драме «Космос как предчувствие» (2005), а на «Золотого орла» вновь был номинирован после исторического телесериала «В круге первом» (2005) по роману Александра Солженицына.

Одной из последних на сегодня ярких работ Евгения Миронова стала главная роль в военно-историческом сериале «Апостол» (2008). А вскоре его можно будет увидеть в киноальманахе нескольких режиссеров «Москва, я люблю тебя!» (2009) и драме «Утомленные солнцем-2».