Талант этого режиссера – особого рода. Он не просто снял самые тонкие, умные и проникновенные комедии нашего кино – он обеспечил несколько поколений отечественных зрителей самыми светлыми, радостными и добрыми воспоминаниями на всю жизнь.

Георгий Данелия родился 25 августа, 1930 года в Тбилиси, столице Грузинской ССР, однако все его детство и юность прошли в Москве, куда семья переехала в 1931-м. Отец будущего режиссера, Николай Дмитриевич, был инженером-железнодорожником, занимал должность главного инженера Метростроя Москвы и СССР. Мать, Мери Ивлиановна Анджапаридзе, много лет работала на киностудии «Мосфильм» ассистентом режиссера, сняла несколько короткометражных фильмов.

Окончив школу, Георгий поступил в Московский архитектурный институт, и, получив в 1954 году диплом, около года работал по специальности, в Институте проектирования городов. Однако в 1956 году Данелия решил пойти по стопам матери — поступил на Высшие режиссерские курсы при киностудии «Мосфильм». Во время учебы снял две короткометражки: курсовую «Васисуалий Лоханкин» (1958) и дипломную «Тоже люди» (1959) – экранизацию отрывка из романа «Война и мир».

Заявил о себе молодой режиссер уже с первой своей полнометражной драмой «Сережа» (1960). Фильм получил приз «Хрустальный глобуса» на кинофестивале в Карловых Варах. А вскоре Данелия заслужил уже настоящую известность, сняв один из классических советских фильмов — лирическую комедию «Я шагаю по Москве» (1963), одну из главных ролей в которой сыграл юный Никита Михалков.

В дальнейшем Данелия пробует себя в разных жанрах. Эксцентрическая комедия «Тридцать три» (1965), где снялся Евгений Леонов, оказалась не совсем понята зрителями. Поэтому режиссер обратился к национальному грузинскому колориту, поставив драму «Не горюй» (1969), где впервые сыграл у него актер Вахтанг Кикабидзе. За ней последовал приключенческий фильм «Совсем пропащий» (1972) по мотивам романа Марка Твена «Приключения Гекльберри Финна», который номинировался на «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля. Нельзя не отметить и участие Данелии в создании культовой комедии «Джентльмены удачи» (1971), где он стал автором сценария.

Новой вехой творчества Данелии стала комедия «Афоня» (1975). Здесь уже ясно видна его манера повествования, где смех в начале сочетается с иронией и легкой грустью в конце. Лента стала самой кассовой в 1975 году и принесла режиссеру всеобщую известность. Еще больше укрепила её комедия «Мимино» (1977), где блистали Вахтанг Кикабидзе и Фрунзик Мкртчян. За эту ленту Данелия получил Золотой приз Московского МКФ и Государственную премию СССР.

Грустная сатирическая комедия «Осенний марафон» (1979) отразила начавшийся уклон Данелии в сторону более философского кино. Лента удостоилась специального приза Берлинского кинофестиваля. Еще более печальной получилась драма «Слезы капали» (1982) с Евгением Леоновым, о которой итальянский режиссер Федерико Феллини отозвался как о самом любимом своем фильме Данелии.

Однако по-настоящему культовой стала следующая картина Георгия Николаевича — фантастическая комедия «Кин-дза-дза!» (1986), главные роли в которой исполнили Станислав Любшин, Евгений Леонов, Юрий Яковлев. Фильм покорил зрителей смелым «инопланетным» антуражем, массой ушедших « в народ» ярких слов и фраз и очень грамотно выполненными спецэффектами. В 1989 году Данелии было присвоено звание Народный артист СССР.

После выхода на экраны «Кин-дза-дза!» Георгий Данелия снял лишь четыре картины. Из них стоит отметить политическую комедию «Паспорт» (1990), получившую премию «Ника» за лучший сценарий. Но более поздние комедии «Настя» (1993), «Орел и решка» (1995) и «Фортуна» (2000), особого успеха не имели.