Вицин прославился как непревзойденный мастер перевоплощения, всегда оставаясь при этом человеком-загадкой. Будучи убежденным трезвенником, он был великолепен в ролях обаятельных пьяниц, мог в 30 лет сыграть древнего старика, а в 50 -двадцатилетнего юношу. Но его знаменитые экранные образы – это лишь маска, за которой просматривается блестящий драматический талант.

Георгий Михайлович Вицин родился, по официальным данным, 23 апреля 1918 года в Петрограде (ныне Санкт-Петербурге). Однако, фактически он на год старше и родился в другом месте: в финском городе Терийоки 5 апреля 1917 года. Изменение даты рождения произошло уже позже, когда Георгий поступал в актерскую студию - чтобы его приняли, мать убавила ему год.

Вскоре после рождения сына, семья Вициных переехала в Москву. Мать будущего актера, Мария Матвеевна, устроилась на работу билетершей в Колонном зале Дома союзов, где Георгий часто бывал, приобщаясь к искусству. Мать фактически воспитывала сына одна, так как муж получил тяжелое отравление газом на фронтах Первой Мировой войны и вскоре умер.

В 1934 году Вицин поступил в театральное училище им Вахтангова при студии МХАТ-2, а уже в 1936-м стал актером театра-студии под руководством Н. П. Хмелёва, который затем был переименован в театр имени Ермоловой. Здесь он играл с большим успехом до 1969 года. Изначально Вицина воспринимали как талантливого драматического актера, и никто не ожидал, что он прославится благодаря кино легкого жанра.

С дебютом Георгия Михайловича в кино тоже наблюдается неясность. По одним данным, он получил первую эпизодическую роль у Сергея Эйзенштейна в исторической драме «Иван Грозный» (1944), по другим — в музыкальном фильме «Здравствуй, Москва!» (1945). Так или иначе, первую заметную роль — Николая Гоголя — он сыграл в биографическом фильме «Белинский» (1953).

Известность актеру принесла роль футболиста Васи Веснушкина в спортивной комедии «Запасной игрок» (1954). Актеру, кстати, в тот момент было уже 37, тогда как его герою – около 18-ти. А в популярной комедии «Максим Перепелица» (1955) он, наоборот, сыграл древнего деревенского старика. 1950-е Вицин снимался очень много, хотя, по большей части, в ролях второго плана. Тогда же он начал озвучивать мультфильмы, которых за всю карьеру актера набралось более 80-ти.

В 1961 году режиссер Леонид Гайдай вывел на экраны ставшую культовой троицу непутевых правонарушителей – Труса, Балбеса и Бывалого, то есть Георгия Вицина, Юрия Никулина и Евгения Моргунова. Первыми фильмами, где Вицин появился в своем классическом образе, стали короткометражки «Пес Барбос и необычный кросс» (1961) и «Самогонщики» (1961), через несколько лет вышла серия короткометражек Операция «Ы» и другие приключения Шурика (1965), а довершила эту серию полнометражная комедия «Кавказская пленница, или новые приключения Шурика» (1967). Столь же удачной стала «Женитьба Бальзаминова» (1965), одна из любимых работ Вицина, где он почти в 50 лет сыграл 20-летнего героя. Образ Труса, хотя и более драматичного, он использовал и в комедии «Джентльмены удачи» (1971), в роли уголовника Хмыря.

Из других ярких работ Вицина необходимо отметить комедии «Опекун» (1970), «Неисправимый лгун» (1973), «12 стульев» (1971), «Не может быть!» (1975), телесериал «12 стульев» (1977). Добавляли популярности актеру и съемки в популярном телешоу «Кабачок 13 стульев». В последний раз своего классического Труса Вицин сыграл в фильме «Комедия давно минувших дней» (1980), не имевшем, однако, прежнего успеха. В 80-е он снимался все реже, но по-прежнему много времени уделял озвучанию мультфильмов. В 1990-м году Вицину было присвоено звание Народного артиста СССР.

Последние роли актера, пришедшиеся на начало 1990-х, нельзя назвать заметными и удачными. После очередного такого фильма Вицин ушел из кино и появлялся перед зрителями лишь в юмористических концертах театра киноактера. После продолжительной болезни Георгий Вицин скончался 22 октября 2001 года в возрасте 83-х лет. Похоронен на Ваганьковском кладбище.