Она навсегда останется в памяти зрителей истинно народной актрисой. Уроженка бескрайних донских степей, человек широкой и гордой натуры, Мордюкова всю жизнь «держалась корней», не позволяла себе отдалиться от народа, благодаря чему миллионы людей с первой же роли без сомнений приняли её как свою, родную, настоящую.

Нонна (Полное имя– Ноябрина) Викторовна Мордюкова родилась 25 ноября 1925 года в станице Константиновская Донецкой области Украинской ССР. Отец будущей актрисы был военным, мать, Ирина Петровна – председателем колхоза. Нонна была старшей из шести детей в семье – позже родились два её брата и три сестры – и с ранних лет выполняла большую часть домашней работы.

К выбору актёрской профессии Нонну подтолкнул счастливый случай: однажды, после просмотра фильма «Богдан Хмельницкий» (1941) она написала письмо исполнителю главной роли Николаю Мордвинову и тот ей ответил, посоветовав после окончания школы поступать во ВГИК (Институт кинематографии). Совет артиста Мордюкова выполнила в точности, правда перед этим вместе с семьёй пережила немецкую оккупацию, во время которой чудом избежала принудительной отправки на работы в Германию. Но уже в 1945-м, кончив 10-й класс в школе города Ейска, Нонна отправилась в Москву, где её, практически не готовившуюся к экзаменам, приняли на актёрский факультет ВГИКа.

В кино Мордюкова дебютировала, ещё будучи студенткой второго курса. Она получила одну из главных ролей в военной драме Сергея Герасимова «Молодая гвардия» (1948), после которой сразу же стала популярной и признанной актрисой, удостоившись Сталинской премии 1-ой степени. Вскоре Нонна вышла замуж за партнёра по «Гвардии» Вячеслава Тихонова. В 1948 году у них родился сын Владимир. Брак двух в будущем легендарных актёров продлился 13 лет. В дальнейшем у Мордюковой было несколько «гражданских» мужей, но, по признанию самой актрисы, мужчины ей попадались «неудачные».

В 1950-м Мордюкова окончила ВГИК и была принята в Театр-студию киноактёра, где работала вплоть до 1991 года. Но в кино её карьера после удачного дебюта «затормозилась» почти на семь лет, в течение которых актриса сыграла лишь пару эпизодов — режиссёры просто не видели её в новых образах. И даже полученная, наконец, крупная и качественно сыгранная роль в мелодраме «Чужая родня» (1955) не стала прорывом.

По-настоящему раскрыться Мордюковой удаётся только в 1960-е. Её амплуа становятся образы сильных женщин с трудной судьбой. Такой она предстала в мелодраме «Простая история» (1960), драме «Председатель» (1964) и блестящей военной драме «Комиссар» (1967). Не менее ярко удаются актрисе отрицательно-сатирические типажи в популярных комедиях — купчиха в «Женитьбе Бальзаминова» (1964), советская чиновница в ленте «Тридцать три» (1965) и, конечно, легендарная управдом Плющ в «Бриллиантовой руке» (1968).

В 1970-е Мордюкова продолжает тиражировать «народные» женские образы. Лучшие из них — в драме «Русское поле» (1971), мелодраме «Возврата нет» (1973), военных драмах «Они сражались за Родину» (1975) и «Трясина» (1978). В 1974-м Нонне Мордюковой присваивается звание Народной артистки СССР.

Бенефисом актрисы становится роль в мелодраме Никиты Михалкова «Родня» (1981), где она использовала весь свой опыт, творчески переработала и обобщила свои прошлые образы. После выхода этого фильма Мордюкова отдаляется от кинематографа, сыграв за последующие 18 лет менее десятка эпизодических ролей, на которые шла только ради денег.

В 1990-м Нонна Викторовна пережила безвременную смерть сына Владимира Тихонова. Он умер от сердечной недостаточности вследствие злоупотребления наркотиками и алкоголем.

Последней работой Мордюковой в кино стал фильм с символическим названием «Мама» (1999), в котором её героиня, мать шестерых детей, любой ценой старается восстановить разрушенную жизненными обстоятельствами семью. В последние годы жизни актриса не находила для себя достойных ролей, к тому же, страдала различными хроническими заболеваниями, в том числе диабетом.